0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Проклятый путь (Road to Perdition), США, 2002 г., 117 мин.
Режиссер: Сэм Мендес.
В ролях: Том Хэнкс, Пол Ньюман, Джад Лоу, Тайлер Хучлин, Дженнифер Джейсон Ли, Дэниэл Крэйг, Стэнли Туччи и др.

После оглушительного успеха дебютного фильма "Красота по-американски", собравшего кучу наград, Сэм Мендес выпустил новый фильм, пригласив несколько актеров первой величины, на этот раз гангстерскую сагу. Хотя сага - это громко сказано, поскольку в отличии от "Крестного отца" и "Однажды в Америке", события фильма охватывают не большую часть жизни героев, а лишь небольшой эпизод в 6 недель. Речь идет о некоем Майкле Салливане (Том Хэнкс), который, кстати, жил на самом деле, человеке жестком и четко выполняющем свою работу - убийства по просьбе своего покровителя Джона Руни (Пол Ньюман), пожилого ирландского "крестного отца". Майкл безмерно уважает Джона, потому что тот в свое время чем-то очень помог ему, вытащил из грязи и дал работу, а также любит Майкла и его детей, как родных. Поэтому главная задача Салливана - постоянно оправдывать доверие Руни. К тому же Салливан - кормилец жены и двоих сыновей, с которыми он не очень общается из-за своей занятости и сдержанности, но ради которых он готов выполнять любую работу для Руни. Старший сын, тоже Майкл (Тайлер Хучлин), на 13-м году жизни заинтересовался, чем же все-таки занимается отец, и в результате слежки за ним становится свидетелем убийства, совершенного Салливаном-старшим и Коннором Руни (Дэниэл Крэйг), сыном старика Руни. Он не успевает скрыться, и гангстеры обнаруживают его. Отец берет с Майкла слово, что он никому не расскажет о произошедшем, но Коннор решает не испытывать судьбу и решает убрать и Салливана, и его сына. Однако Салливану-старшему удается справиться с человеком Коннора, но сам Коннор расстреливает его жену и младшего сына, перепутав его с тем, кто был свидетелем убийства. Салливан решает отомстить Коннору, но для убийства ему нужно разрешение "крестного отца" в Чикаго (Стэнли Туччи). Тот отказывает Майклу, поскольку Джон Руни уже обратился к нему с просьбой о защите. Становится ясно, что Салливану грозит смерть, если он все-таки захочет пойти против воли чикагской мафии. Он делает свой выбор, и теперь ему предстоит 6 недель скитания по Америке со своим сыном, а по их следам будет идти нанятый мафией убийца (Джад Лоу)...

В очередной раз удивляюсь нашим переводчикам, которые предельно простое название фильма так замысловато перевели. Кто не знает аглицкого, Road to Perdition - это Путь к Погибели. Правда, городок, где жила тетка Майкла-мл., также называлась Perdition, но думаю, не надо быть гением, чтобы понять, что Салливан умрет. В этом прослеживается четкое сходство фильма с "Красотой по-американски", потому что и здесь, и там зритель изначально знает, что главный герой выбирает путь, который кончится для него смертью, и далее идет повествование о том, какие поступки он совершает на этом пути. Это единственный повтор Мендеса, который мне понравился, но есть и другие примеры цитирования самого себя, вроде человека, снимающего на пленку трупы, или мозги на белом кафеле. 
Несмотря на почти абсолютную предсказуемость сюжета, фильм полон вопросов, которые встают перед ее главными героями и не подразумевают однозначного ответа. Должен ли был Майкл-старший смириться и простить Коннора Руни и таким образом понапрасну не рисковать жизнью сына или его выбор был верным, хоть и роковым? Должен ли был Джон Руни спасать своего родного сына, обрекая Майкла на смерть, хотя Коннор был в любом случае приговорен мафией, и только пока живой отец мог этому воспрепятствовать? Как бы то ни было, они делают выбор в соответствии со своими принципами, за что лишаются жизни.
Режиссура и операторская работа выше всяких похвал. Я не знаю, как выглядела Америка в 30-х годах, но Мендес меня убедил, что так она должна была выглядеть. При практически полном отсутствии спецэффектов зрелищность и глубина многих сцен просто завораживает, происходящая буквально из ниоткуда. В фильме немного динамичных сцен, потому что основной акцент сделан на взаимоотношениях главных героев. Основными среди них, конечно же, являются развитие отношений Салливана с сыном и противоречие интересов Майкла и Джона, поставившая их по разные стороны баррикады.
Честно говоря, перед просмотром, я сильно опасался, что Том Хэнкс, один из моих любимейших актеров, не способен исполнить роль жесткого и бескомпромиссного гангстера, поскольку до этого он специализировался на комедийных и мелодраматических ролях. В "Спасти рядового Райана", где он исполнил роль учителя, командующего на войне отрядом солдат, Хэнкс сыграл сильного духом человека, но меня не очень убедил. Посмотрев "Проклятый путь", я счел, что с ролью он справился. Обычно Том Хэнкс очень искренне и открыто выражает эмоции своих персонажей, но здесь он играет очень сдержанно, потому что Майкл Салливан - человек, который привык делать, а не разговаривать, и не делиться своими чувствами с каждым встречным. Раскрывается он только в процессе сближения со своим сыном, да и то не сразу. Думаю, Хэнкс должен сильно понравиться в этой роли тем, кто не видел с ним много фильмов и не успел создать о нем стереотип комедийного актера или как образ мучающегося от чего-то ранимого человека.
Очень порадовал Пол Ньюман. Я видел немного фильмов с его участием, но то, что видел, мне понравилось, особенно "Афера", "Цвет денег" и "Без дураков". Здесь Ньюман создал абсолютно новый образ состарившегося криминального главы, у которого есть туповатый и неуравновешенный сын. Он понимает, что сын обкрадывает его и по прихоти убивает его знакомых, но ничего не может с ним сделать, потому что любит его.
Особо хочется выделить Джада Лоу. Его персонаж появляется на экране в нескольких сценах общей длительностью минут 10, но сумел создать яркий образ мерзкого и отталкивающего наемника, имеющего странное хобби - фотографировать трупы для коллекции, а также продавать фото газетам.
Также нельзя не отметить музыку к фильму - это что-то потрясающее! Она идеально отражает и дополняет созданную режиссером атмосферу. Чем-то напоминает музыку из "Ледяного ветра" Энга Ли.

Лучшие сцены: 
- ночной разговор на ферме Салливана с сыном;
- предпоследняя и последняя встречи Майкла Салливана и Джона Руни.
Лучший(ая) актер(актриса) фильма: Пол Ньюман, Том Хэнкс и Джад Лоу.
Цитата из фильма: 
- Он убил Энни и Питера!
- В этой комнате все - убийцы! Майкл, открой глаза! Мы выбрали эту жизнь, мы живем, убивая. И у нас есть только одна гарантия: никто из нас не увидит рай.
Зрелищность:
Игра актеров: 10
Сценарий: 6
Смотреть ли: да.

Кадры из фильма:

Hosted by uCoz