0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

К-19 (K-19: The Widowmaker), США, 2002 г., 138 мин.
Режиссер: Кэтрин Бигелоу.
В ролях: Харрисон Форд, Лайам Ниссон, Питер Сарсгаад, Шаун Бенсон, Джосс Экленд, Джордж Энтон и др.

Фильм повествует о реальных событиях, произошедших в Северном море в 1961 году во время холодной войны между Советским Союзом и США. Первая советская атомная подводная лодка отправляется в нейтральные воды, чтобы произвести учебный пуск атомных ракет, с целью оповещения вероятного противника о наличии оружия, которым уже располагает США. Это единственное, что может удержать Соединенные Штаты от военного удара по Москве или Ленинграду. Руководство этой важной для всей страны миссией ложится на плечи командира Вострикова (Харрисон Форд). Бывший командир экипажа Михаил Поленин назначается старшим командиром и входит в подчинение Вострикова. Экипаж уважает своего старого командира, а потому доверяет ему больше, тем более что некоторые приказы нового вызывают у них сильные недовольства. На субмарине постоянно устраиваются учебные тревоги, в результате которых несколько матросов получают ранения, а еще командир понапрасну рискует лодкой и ее экипажем, проверяя ее прочность на большой глубине и при помощи пробивания толщи льда на поверхности океана. Несмотря на все злоключения, пук ракеты прошел гладко, и матросы расслабились...
Беда приходит незаметно. В атомном реакторе происходит авария, и в нем начинает повышаться температура. В результате чего может произойти взрыв такой мощности, который превзойдет катастрофу в Нагасаки в несколько раз. Чтобы починить аварию, несколько человек по очереди работают над реактором в условиях зашкаливающей радиации, после чего с ужасными последствиями лучевой болезни их отправляют в лазарет. Однако авария временно устранена и лодка поднимается на поверхность. Радость экипажа длится недолго. Радиация продолжает расти, и температура реактора вновь повышается. Помощники командира советуют ему попросить помощи у американского эсминца, находящегося поблизости. Перед Востриковым встает непростой выбор: спасти экипаж и сдать корабль вероятному врагу или погибнуть, но предотвратить взрыв лодки и, соответственно, эсминца, который наверняка послужит сигналом к началу войны двух ядерных держав... 

Проще всего сказать, что американцы в очередной раз сняли пафосную пустышку, на этот раз про русских, так и не поняв нашей истории и менталитета, используя затасканные стереотипы. Но это не так. Еще когда вся страна переживала за экипаж атомной подлодки "Курск", наверняка многим пришла в голову мысль, что не пройдет и пары лет, как об этом снимут кино, ибо деньги можно делать из всего, даже из несчастья. Так и произошло, но с одним принципиальным отличием. Фильм действительно был снят, и о русских подводниках, но за основу был взят подвиг советских моряков. Однако фильм вызвал у меня самые светлые чувства. Очевидно, что создавалось кино не для широкого проката и сбора бешенной кассы, а действительно для того, чтобы отдать дань памяти героям. Вывод такой можно сделать из того, что фильм не об американцах, а даже как бы наоборот, поскольку мы были их противниками; практически отсутствуют впечатляющие и дорогостоящие спецэффекты; и наконец, самое, на мой взгляд, главное: русские представлены максимально реалистично, насколько это может себе позволить американское видение нас. Согласен, в фильме много неточностей, вроде звания Вострикова (капитан вместо командира), неправильных нашивок, излишнего панибратства разных чинов и пр. Но невозможно было ожидать идеального соответствия, которого вряд ли смогли бы достичь большинство российских кинопроизводителей. Специалисты говорят, что оскароносное "Храброе сердце" вообще представляет из себя редкостную небывальщину. В данном случае могло быть все гораздо хуже, и русские предстали бы в своем обычном амплуа - если негодяи, то небритые и вечно пьяные бандиты, если положительные герои, то забавные и преданные идее коммунизма простачки, опять же пьяные и небритые. Достаточно вспомнить Льва Андропова из "Армагеддона". Также многим не понравилось, что моряки танцуют вприсядку, а командир слушает Бетховена. С последним спорить глупо - это личное дело командира, а насчет первого: кто поручится, что 40 лет назад на флоте танцевали как-то иначе? Правда, пара моментов смотрится действительно дико и не по нашему. Это коллективный показ задниц на поверхности моря и пафосный монолог Лайама Ниссона начальству. Сцены исключительно проамериканизированные.
Одним словом, фильм мне понравился. Не все в нем гладко, но посмотреть стоит, хотя бы из-за сюжета, где русские впервые предстали в американском кино героями, а также из-за Харрисона Форда и Лайама Ниссона, сыгравших людей со сложными характерами, которые пережили своеобразный катарсис и остались верны своим принципам.
P.S. Жаль, что для попытки понимания друг друга разных наций часто необходимы траурные события. Ужасно жаль.

Лучшая сцена: весь фильм смотрится достаточно ровно.
Лучший(ая) актер(актриса) фильма: весь актерский состав.
Цитата из фильма: "Без меня вы ничто. Без вас - я ничто. На нас возлагаются большие надежды, и мы не подведем."
Зрелищность: 6
Игра актеров: 7
Сценарий: 8
Смотреть ли: да.
Интересные ссылки:
http://www.inosmi.ru/full/161087.html
http://www.pokrovka7.nnov.ru/15/56_1.php
Кадры из фильма:

Hosted by uCoz