0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
25-й час (25th Hour), США, 2002 г., 135 мин.
Режиссер: Спайк Ли.
В ролях: Эдвард Нортон, Филип Сеймур Хоффман, Барри Пеппер, Росарио Доусон, Анна Пакуин, Брайн Кокс, Тони Сиракуза и др.
Я смотрел далеко не все фильмы Спайка Ли. Я бы даже сказал, что это первый его фильм, увиденный мной. Однако даже мне известно, что "25-й час" стал его первой картиной, где главными героями стали НЕ чернокожие, да к тому же еще и относительно НЕ отрицательные нечернокожие персонажи. Фильм охватывает последние 24 часа Монтгомери Брогана, молодого наркоторговца, сбывавшего всякую дрянь молодежи, проведенные им на свободе перед отправкой в тюрьму на 7 лет. Это время нужно ему для того, чтобы попрощаться со своей девушкой Натюрелль, отцом и двумя друзьями детства, с которыми он теперь редко видится, но которым может полностью довериться. Прощание со свободой осложняется слухами о том, что полиции его сдала любимая девушка. Что характерно для хорошего кино, его последний день не будет наполнен ставшими уже традиционными отчаянными поступками, вроде раздачи "долгов" или прожигания жизни, как это обычно бывает в десятках типичных фильмов.
Однозначно кино следует отнести к авторскому. В то же время картина явно обращена к самому широкому кругу зрителей, поэтому посмотреть его следует обязательно, ведь оно рассказывает о жизни нас с вами, хотя в первую очередь направлено, конечно, на американского зрителя. Именно рассказывает, потому что картина не только повествует о жизни отдельно взятых людей и имеет глубокую социальную подоплеку, показывая в нескольких разрезах жизнь Соединенных Штатов после трагедии 11 сентября. Нет смысла лишний раз повторять, что менталитет американцев резко изменилась после
теракта, однако на данном примере 24 часов жизни нескольких людей показана честная попытка разобраться в его причинах и последствиях для всех. Отношения 3-х друзей
служат ярким примером несхожести не только разных слоев общества, но и менталитета людей до и после катастрофы. Джейкоб, представляя прошлое Америки, мыслит и действует обычными штампами, боясь выйти за рамки общепринятого и не имея собственного мнения на элементарные вещи. Его существование определено выбранной профессией, он закомплексован и самая сложная проблема его жизни на данном этапе - это любовь к своей несовершеннолетней студентке. Он, как подросток, не может ни выбросить ее из головы, ни перейти к активным действиям из-за слабости своего характера. Такое впечатление, что он не до конца оценил тяжесть, а возможно, и роковой характер, положения Монти (опять же четкая аналогия с трагедией 11 сентября). Фрэнк, напротив, являет собой будущее общества, являясь во многом противоположностью Джейкоба. Он сумел адекватно воспринять
теракт, живя по соседству с разрушенным зданием ВТЦ, он пытается найти решение проблем в себе, он отвечает за свои поступки и рассчитывает только на себя. Он отчетливо понимает, что его друг поступал неправильно, в душе он ужасно переживает за его будущее, но при этом отчетливо понимает, что Монти заслужил свое будущее и оно неизбежно. Его разговоры с Джейкобом носят чисто поверхностный характер о миллионе повседневных вещей, но стоит только начать говорить о серьезных вещах, как они перестают понимать друг друга. Общение их начинается с проблемы Монти, ею же и заканчивается.
Монти - настоящее Америки. Поиск виновных начинается с окружающих (потрясающая сцена-монолог в туалете), но приводит к осознанию собственной вины. Некоторые зрители удивляются характеру такой острой противоречивости Спайка Ли, который всегда был ярым антирасистом, а сцена обвинения не обходит стороной ни чернокожих, ни евреев, ни русских, ни многих-многих других. Однако кто произносит этот монолог? Наркоторговец. Спайк Ли хочет лишь показать болезни современного общества и его нетерпимость к самому себе. По этой же причине главный герой предстает перед зрителем исключительно в положительном свете, его прошлая жизнь наркоторговца не показана. Естественно, что Монти Броган не может не вызывать симпатии. Был ли он так симпатичен, если бы фильм начался со сцен продажи наркоты школьникам? Вот так объективен Спайк Ли. Каждый человек не идеален, но точно заслуживает жалости и прощения.
Кроме интересной режиссуры обязательно следует выделить актерскую игру. Трое друзей - Монти (Эдвард Нортон), Фрэнк (Барри Пеппер), Джэйкоб (Филип Сеймур Хоффман) создали не просто слаженное трио друзей, а сложнейшие характеры, которые нисколько не проигрывают друг друг при одновременном раскрытии. Собственно картину можно пересмотреть несколько раз, постоянно открывать в них что-то новое, даже наблюдая каждый раз только за одним из актеров. Безусловно, это одни из лучших представителей молодого актерского поколения. Насчет Нортона это было давно известно, Хоффмана я начал подозревать после "Магнолии" и "Без изъяна", а вот Барри Пеппер по-настоящему удивил, т.к. до сих пор тратил свое время во всякой белиберде, типа "Поле битвы - Земля". Нет смысла расписывать их персонажей, потому что "изучать" их самостоятельно - действительно удовольствие, в чем-то даже художественное.
А вот насчет Росарио Доусон в роли девушки Монти Натюрель сказать ничего хорошего не могу. Абсолютно блеклая роль, сплошные выверенные фразы, минимум эмоций и понимания... Хотя есть подозрение, что такой ее захотел увидеть режиссер, дабы немного усложнить интригу, связанную с подставой Монти, да и помочь ему углубиться в собственные переживания.
Однозначно, рекомендовано к просмотру. Простой, но гениальный фильм о жизни как отдельных людей, так и всех Штатов в разрезе последствий 11 сентября.
P.S. По дороге в тюрьму Монти прощается с городом, не зная увидит ли его снова, и в отчаянном порыве пишет свое имя на запотевшем стекле машины для едущего в автобусе маленького мальчика.
Лучшие сцены:
- монолог Монти у зеркала;
- исполнение Фрэнком желания Монти;
- "свидание" Джэкоба и Мэри в туалете.
Лучший(ая) актер(актриса) фильма: Эдвард Нортон.
Зрелищность: 5
Игра актеров: 10+
Сценарий: 10
Смотреть ли: непременно.
Кадры из фильма:
|
|